Опубликовано: 09.06.2013
Энергетический потенциал развития экономики во многом зависит от морского будущего нефти и газа. На этом настаивают углеводородные эксперты. В нашей стране промышленное освоение континентального шельфа заявлено как перспективное. Однако достижение результата предполагает согласованное решение целого ряда правовых, инвестиционных, геологоразведочных, инфраструктурных и экологических задач.
Рентабельность месторождений на шельфе, прежде всего, обусловлена применением эффективных технологий добычи и подготовки нефти и газа. При этом конечные потребители углеводородов всё большее значение придают возможностям нефтегазоподготовки как фактору достижения качества товарной продукции. Мировой опыт в этом направлении наращивается и сегодня приходит в Россию. Труднодоступные, но такие желанные углеводороды из подводных недр уже ждут промышленной добычи.
Морской континентальный шельф представляет собой подводное продолжение поверхности материка (с небольшим уклоном — примерно 1-2 м на 1 км). Ширина шельфа варьируется от 50 до 100 км, глубина внешней границы находится в пределах 120-150 м, подводный склон материка заканчивается подножием. Шельф имеет одинаковое с материком геологическое строение, что имеет принципиальное значение для его промышленной разработки.
Освоение месторождений у моря началось в середине 19 века на прибрежных территориях Каспия (Апшеронский полуостров в районе Баку). Здесь же менее 100 лет назад открылась промышленная эксплуатация буровых платформ на сваях. Начиная с 1960-х гг., широкое применение получает подводная добыча нефти и газа.
Разработка месторождений на морском шельфе — это наукоёмкий, сложный по технологиям и в то же время опасный процесс, когда оборудование устанавливается и эксплуатируется в экстремальных условиях окружающей среды (сильные шторма, приливы и отливы, морская соль, сероводород, критически низкие температуры и сложнейшая ледовая обстановка). Тем не менее, перспективы добычи на шельфах основаны на экономической целесообразности и подтверждаются исследованиями, по которым в недрах под морским дном содержится половина общемировых запасов углеводородов.
Прогнозы говорят о том, что более 60% площади континентального шельфа имеют запасы углеводородов. Каждый год в мире бурится около 1 тыс. поисково-разведочных и примерно 2 тыс. эксплуатационных скважин различного типа. Всего пробурено более 100 тыс. скважин. Разведано более 2 тыс. шельфовых месторождений нефти и газа, большинство из которых — гигантские и крупные по объёму запасов.
Основные подводные залежи нефти и газа сосредоточены в Персидском заливе (Саудовская Аравия, Катар). Здесь находится более половины мировых запасов нефти. Крупнейшие месторождения углеводородов разрабатываются также в Гвинейском и Мексиканском заливе, в акватории Маракайбо (Венесуэла), в морях Юго-Восточной Азии, Бофорта и в Северном море (Норвегия). Добыча углеводородов в море составляет примерно треть от мировой добычи.
По данным IFP Energies nouvelles (IFPEN) и IHS Energy, мировые запасы нефти и газа континентального шельфа в 2010 г. оценивались примерно в 650 млрд. баррелей нефтяного эквивалента (или 650 Gboe, диаграмма 1). При этом доля запасов нефти составляла 275 Gboe, а газа — 375 Gboe. Суммарная добыча нефти в 2010 г. на морских шельфах нашей планеты составляла 23,6 млн. баррелей в сутки, а газа — 2,4 млрд.м3 в сутки (диаграммы 2 и 3).
Россия находится на пороге промышленного освоения континентального шельфа (по территории — это более 6 млрд.км2, что составляет 22% площади шельфа Мирового океана). Это самый большой по площади шельф в мире, извлекаемые углеводородные ресурсы которого оцениваются в 98,7 млрд.т. в пересчёте на условное топливо. При этом около 85% разведанных запасов сосредоточено на шельфе арктической акватории (Баренцево море, Карское море). Континентальный шельф Дальнего Востока содержит примерно 12-14% запасов. На шельфах Балтийского, Каспийского, Чёрного, Азовского морей также отмечен ряд месторождений (диаграмма 4).
Несмотря на то, что большая часть континентального шельфа находится в северных и арктических районах, морская добыча нефти и газа в России выделена в качестве приоритетной деятельности, способствующей развитию нефтегазовой отрасли и экономики в целом. Государственные планы предусматривают к 2030 г. увеличить добычу нефти на шельфе в 5 раз — с текущих 13 млн.т. до 66,2 млн.т.; добычу газа планируется поднять в 4 раза — с 57 млрд.м3 до 230 млрд.м3. Достижению этих показателей будет способствовать правительственная Программа освоения шельфа до 2030 г. Экономический эффект от её реализации рассчитан в сумме 8 трлн.руб.
Добыча нефти на континентальном шельфе осуществляется с помощью специальных гидротехнических сооружений — буровых платформ. Эти платформы делятся на три типа: самоподъёмная, полупогружная и буровая платформа гравитационного типа. Применяются также буровые суда, технологические платформы и плавучие комплексы добычи, хранения и отгрузки нефти. Выбор типа платформы зависит от условий эксплуатации (удалённости от берега, глубины моря, климата) и способов разработки месторождения (сетка разбуривания скважин, дебит нефти).
Несмотря на различие в конструкции платформ, все они схожи в одном — это предельно компактные сооружения с необходимым производственным оборудованием «на борту». Для каждого месторождения разрабатывается свой проект комплектации буровой платформы. При этом в условиях ограниченного пространства тщательно оптимизируется размещение бурового, эксплуатационного, технологического и энергетического оборудования.
Профессионалы нефтегазовой отрасли относят к приоритетным задачам технологическое обеспечение подготовки добываемой нефти и газа. Нефтегазоподготовка — это обязательный этап, предваряющий транспортировку, хранение и переработку углеводородов. Как правило, подготовка состоит из ряда операций: разделение нефти и газа, сепарация, осушка, удаление соединений серы, ртути, углекислого газа и солей, компримирования и др.
К примеру, для достижения высокого товарного качества из пластовой нефти удаляется попутный нефтяной газ (ПНГ). Перед транспортировкой на переработку или использованием в виде топлива, ПНГ очищают от примесей, воды и сероводорода. Производятся расчёты температуры точки росы газа по воде и углеводородам, определяется теплотворная способность ПНГ и его компонентный состав.
Технологический опыт, накопленный на земле, последовательно внедряется при освоении морских месторождений.
Успех в промышленной добыче углеводородов во многом зависит от испытанного в деле технологического оборудования, создаваемого на основе оригинальных конструкторских разработок и инженерных решений. Мировой опыт выполнения таких проектов положен в основу создания систем нефтегазоподготовки для месторождений России и стран СНГ.
В условиях развёртывания промышленной добычи нефти на шельфах именно применение эффективных технологий нефтегазоподготовки помогает добиться необходимого качества товарной продукции, сократить издержки и повысить экономическую привлекательность конкретных месторождений. В этом направлении действует известная инжиниринговая компания COMART — признанный лидер в разработке современных систем подготовки нефти и газа.
Оборудованием COMART оснащены месторождения ведущих добывающих компаний, среди которых: ExxonMobil, BP, Shell, Eni, Saudi Aramco, Repsol YPF, Petrobras, NIOC, Maersk Oil, ONGC и др. Только на морских шельфах успешно реализованы 32 проекта нефтегазоподготовки, что позволяет гарантировать решение самых сложных технических задач и в экваториальных водах, и в северных морях.
Российская компания ЭНЕРГАЗ консолидированно со своим генеральным партнёром, компанией COMART, осуществляет индивидуальное проектирование такого оборудования, изготовление, поставку, ввод в эксплуатацию «под ключ», технический сервис и обучение персонала. Системы нефтегазоподготовки последнего поколения специально адаптируются к российским условиям эксплуатации, модифицируются и комплектуются с учётом состава исходного сырья, условий добычи и транспортировки углеводородов.
Для работы на шельфах арктических, дальневосточных и южных морей России предлагаются модульные компактные системы, применяемые на технологических платформах и плавучих комплексах добычи, хранения и отгрузки нефти (FPSO). Это полностью укомплектованные блоки разделения нефти и газа, обезвоживания, очистки от различных примесей, регенерации ТЭГ/МЭГ, а также вспомогательные модули.
Важно подчеркнуть, что поставляемое технологическое оборудование обеспечивает качественную подготовку нефти и газа благодаря комплексу факторов:
Надёжность предлагаемых систем нефтегазоподготовки подтверждена интенсивной эксплуатацией на разных континентах нашей планеты в любых климатических условиях, включая экстремальные.
Использование, копирование и цитирование материалов и публикаций данного интернет-ресурса допускается только с активной ссылкой на сайт www.avfinfo.ru.
На сайте могут быть опубликованы материалы из открытых источников (программные коды, изображения и др.). Все права на подобные материалы принадлежат их авторам. Если вы являетесь правообладателем таких материалов и не согласны с их использованием на этом сайте, пожалуйста, свяжитесь со мной.